Исследователи решили экспериментально выяснить, зависит ли честность поступков от социального положения человека, задействовав несколько групп добровольцев численностью от 100 до 200 человек. Сначала каждого просили оценить собственное социальное положение по 10-балльной шкале, учитывая такие параметры, как уровень дохода, образование, престижность работы и так далее. Затем следовал «тест на бесчестие». Подопытным предлагалось сыграть в компьютерную игру, напоминающую обычные кости. Чем выше был результат — тем весомее награда. Однако, если в обычных костях выкинуть больше «12» нельзя, в компьютерном варианте об этом ограничении знали только экспериментаторы. В результате оказалось, что «высшее общество» более склонно к жульничеству: богатые в три раза чаще называли результат больше 12, хотя получить его они никак не могли.
В другом эксперименте путем сравнения себя с другими людьми, находящимися на разных ступенях общественной лестницы, испытуемых заставляли почувствовать себя сравнительно богатыми или бедными. После этого участникам предлагали взять конфеты, которые стояли тут же, но якобы предназначались для детей, участвующих в проводимом в соседней лаборатории опыте. Оказалось, что когда бедный чувствовал себя равным богатому, он забирал у детей больше конфет, чем обычный бедный, знающий своё место.
На последнем этапе исследования психологи просили прохожих подойти к «зебре» на оживлённом городском перекрёстке и следили за поведением машин. По закону штата Калифорния водитель, если он видит готовящегося перейти дорогу пешехода, обязан остановиться и пропустить его. Выяснилось, однако, что склонностью к соблюдению закона отличаются только владельцы дешёвых, непрестижных марок. Статусные автомобили тормозили при виде пешехода в три раза реже. При этом точно так же вели себя владельцы экологичных гибридных машин.
Исследователи полагают, что забота об экологии в виде гибридного автомобиля даёт его владельцу некую «моральную лицензию» за заслуги: право поступать неэтично, не обращая внимания на интересы других.
Тем не менее, по итогам исследования нельзя сказать, что принадлежность к тому или иному общественному классу делает человека лучше: если человек видит возможность подзаработать, продвинуться по социальной лестнице, он легко забывает о том, что является бедным, но честным. Получается порочный круг: чем выше человек поднимается, тем бесчестнее становится, а чем бесчестней себя ведёт, тем больше шансов у него подняться.
В то же время психологи подчёркивают «внеклассовую» природу своих результатов. Они обращают внимание на то, что речь в исследовании идёт не о классовой принадлежности, а о социальном статусе, основанном на обладании силой, передает «Компьютерра–Онлайн».
Результаты своих экспериментов психологи опубликовали в журнале PNAS.