На ежегодном съезде Нейробиологического общества в Вашингтоне (США) учёные из Университета Сайтамы (Япония) сообщили, что благодаря сексу в мозгу у самцов уменьшается число дендритных шипиков. Эти шипики можно назвать потенциальными синапсами: когда необходимо установить связь между двумя нейронами, соединение отростков происходит как раз там, где располагаются эти микровыросты.
По словам исследователей, половой контакт влияет на структуру нейронов либо с помощью гормонов, либо через непосредственную стимуляцию нервных окончаний в пенисе самца. Это похоже на то, что в мозгу самца прописываетсмя инструкция по отношениям с самками, и изменения эти необратимы, даже если самец спаривался всего раз в жизни. При этом непонятно, как такие изменения сказываются на другой, «неполовой» активности мозга.
В свою очередь, исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) сообщают в журнале Journal of Neuroscience, что на мозг самки секс оказывает прямо противоположное действие. В их работе изучалось влияние на мозг женского полового гормона эстрадиола. Продукция этого гормона подчиняется 4-дневному циклу, поэтому для целей исследования ученые удаляли у самок крыс яичники, чтобы иметь возможность самим управлять уровнем гормона в крови.
Оказалось, что эстрадиол стимулирует образование дендритных шипиков в дугообразном ядре гипоталамуса — зоне, отвечающей среди прочего за половое поведение. Самки, которые получали максимальную дозу гормона, демонстрировали большое число шипиков на нервных клетках и были более активны в сексуальном плане и в 80% случаев отвечали на внимание самцов. Получавшие минимальную дозу гормона, напротив, на самцов почти не реагировали и имели мало дендритных шипиков на нейронах гипоталамуса.
По результатам экспериментов исследователи делают вывод о том, что половые гормоны могут изменять структуру нейронных цепей, а значит, влиять на половое поведение. При этом остаётся неясным, почему у самцов и самок эти изменения являются разнонаправленными. Исследователи также сообщают, что им удалось найти клеточный рецептор, благодаря которому гипоталамические нейроны «чувствуют» эстрадиол. Если тот же самый механизм задействован у всех млекопитающих, через этот рецептор можно было бы медикаментозно управлять силой либидо у человека, передает NewScientist.