Композитор впервые упоминает о проблемах со слухом в 1801 году, когда ему было всего 30 лет. Он жалуется на то, что плохо улавливает высокие ноты инструментов и голосов. К 1812 году людям уже приходилось кричать, чтобы он смог разобрать обращённую к нему речь, а в 1818 году Бетховен был вынужден общаться в письменном виде. Он умер в 1827 году, будучи совершенно глухим.
Трио учёных из Нидерландского центра метаболомики проанализировало струнные квартеты композитора и разделило их на четыре периода. Исследователи просто подсчитали количество нот выше G6 (соль третьей октавы), которая соответствует 1 568 Гц, в партии первой скрипки первой части каждого квартета. Чем сильнее прогрессировала глухота, тем меньше становилось таких нот. Очевидно, что Бетховен чаще выбирал те ноты, которые он лучше слышал.
При этом любопытно, что когда глухота стала полной, композитор вернулся к высоким нотам. Окончательная потеря слуха как будто раскрепостила его, освободив от попыток разобрать звуки, и он начал всецело доверять своему внутреннему слуху. В 1824 году Бетховен создал Девятую симфонию, которую многие эксперты считают величайшим произведением в истории классической музыки, хотя автор не был способен услышать ни её, ни овацию, которой была встречена премьер.
Результаты своего исследования ученые опубликовали в издании British Medical Journal.