В исследовании принимали участие 7 академических музыкантов, 10 джазовых, 14 рок-музыкантов и 11 добровольцев, не играющих ни на каких музыкальных инструментах. В ходе эксперимента испытуемым демонстрировали немое документальное кино, за событиями которого необходимо было следить в соответствии с инструкциями. Одновременно в наушниках проигрывали специальные тестовые записи. При этом записывалась электроэнцефалограмма (ЭЭГ) добровольцев.
Тестовый музыкальный фрагмент представлял собой повторяющийся мотив из четырех нот, причем в каждом втором повторении мотива одна из нот была немного по-разному «испорчена». По сравнению с нормальной, у нее был изменен тон, время проигрывания (ритм), тембр (эффект «старого радио»), громкость, панорамирование и так далее.
Появление таких отклоняющихся стимулов в предъявляемой последовательности вызывало характерную мозговую активность, которую нейрофизиологи называют негативностью рассогласования. Чем более выражено проявлялась эта активность, тем чувствительней к музыке считался испытуемый.
Оказалось, что именно джазовые музыканты обладали наибольшей чувствительностью к отклонениям звучания по тону, ритму, громкости и другим параметрам. При этом академические музыканты превосходили своих коллег в чувствительности к тембру. Рок-музыканты и простые слушатели оказались наименее чувствительными.
Ранее ученые, изучавшие особенности восприятия звука у музыкантов, установили, что абсолютный слух является, возможно, не таким редким явлением, как считалось ранее.