World3 показывала, что ни по одному из критически важных ресурсов человеческая цивилизация не имеет запасов, которые позволили бы ей пережить XXI век. При этом все попытки проанализировать результаты модели в рамках изменения глобальной индустриальной системы, показывали, что набранная ею инерция слишком велика для оперативного воздействия на события.
Единственным способом продления жизни человеческой цивилизации исследователи сочли немедленную остановку экономического роста. Иначе, отмечали они, общество зайдёт слишком далеко, чтобы избежать саморазрушения и гибели миллиардов от голода и крушения экономических институтов, обеспечивающих их жизнь сегодня.
Новое исследование «В 2052 году: глобальное предсказание на следующие 40 лет», предпринятое одним из создателей World3 Йоргеном Рандерсом из Норвежской аналитической бизнес-школы в Осло, приходит к выводу, что глобальный апокалипсис во второй половине XXI века всё же состоится и будет усугублен по сравнению с предсказаниями модели 1972 года из-за глобального потепления.
Деннис Медоуз, возглавлявший работавшую над World3 МТИ-команду, считает, что его бывший коллега даже слишком оптимистичен. По его мнению, те шаги, которые г-н Рандерс считает хотя бы отдаляющими конец (Киотский протокол, распространение альтернативной энергетики и тому подобное), неэффективны — в первую очередь из-за того, что человечество действует нескоординировано. Пока Европа борется с углекислым газом, КНР удваивает свой ВВП раз в 8 лет
Расчёты по усовершенствованной World3, проведённые в 1994 и 2004 годах показывают это со всей очевидностью, полагает Деннис Медоуз.
«Я наблюдаю коллапс уже сейчас, — отмечает профессор Медоуз. — Количество еды на душу населения [в мировом масштабе] падает, энергоресурсы становятся всё более недоступными, артезианские воды истощены». Если в 1972 году человечество, согласно модели, вырабатывало столько углекислого газа, что он был равен 85% потребления земной биосферы, то сейчас речь идёт о 150% — и этот показатель растёт.
Йорген Рандерс, в свою очередь, полагает, что в ближайшие десятилетия видимость благополучия сохранится: богатые экономики продолжат расти, производство пищи в них увеличится, поскольку глобальное потепление и избыток CO2 простимулируют рост растений и откроют для сельского хозяйства колоссальные массивы новых земель — например, в Сибири. Население и экономика будут увеличиваться, хотя и медленнее, так как много средств уйдёт на подорожавшую добычу ископаемых ресурсов, которых будет всё меньше. Учёный ожидает роста человеческой популяции до 8 миллиардов человек к 2040 году.
Затем наводнения и опустынивание начнут сокращать объём сельскохозяйственных земель. Лесные пожары станут массовыми и превратят леса из потребителей двуокиси углерода в производителей. «Очень вероятно, что задолго до середины века у нас будет война», — отмечает учёный, имея в виду многочисленные локальные бойни между странами, ещё располагающими пригодными для сельского хозяйства землями, и теми, кто их уже почти не имеет.
К 2100 году население, по его сценарию, может сократиться до 4 миллиардов — вдвое за 60 лет.
Некоторые коллеги исследователей относятся к их работам с иронией, отмечая, что если перенести исследование в ситуацию каменного века, построив график популяции мастодонтов и запасов кремня, то и тогда модель показала бы неизбежную катастрофу из-за вымирания первых и дефицита второго.
С другой стороны, потепление климата в конце последнего оледенения привело к целому ряду последствий, в результате которых в Европе случились серьёзнейшие катаклизмы и пищевой кризис, значительно проредившие на тот момент и так весьма немногочисленную человеческую популяцию, отмечает «Компьютерра–Онлайн», ссылаясь на Scientific American.