В исследовании, описанном на страницах журнала Environmental Science and Technology, оценивались возможности растений к поглощению наиболее мощных загрязнителей воздуха городских улиц — двуокиси азота (NO2) и микроскопических частиц, среди которых доминирует сажа выхлопов дизельных двигателей. В центре внимания оказалась обычная газонная трава и вьющийся плющ (Hedera helix).
Оказалось, что предыдущие исследования исходили из оценок зелёных насаждений вообще, без учёта конкретного видового состава и точек размещения растений в городской застройке. Не учитывалось и влияние на них стрижки ветвей. Кроме того, не принимался во внимание застойный характер городской атмосферы, где движение приземных воздушных масс стеснено домами и промышленными зданиями. В результате делался вывод о том, что внутригородскими зелёными насаждениями может быть нейтрализовано не более 5% загрязнений воздуха.
Авторы новой работы пришли к выводу о том, что и трава, и плющ, непрерывно расположенные вдоль обычных автодорог, могут снизить среднее количество окислов азота и микроскопических твёрдых частиц, генерируемых транспортом, на 40 и 60% соответственно.
Это необычайно высокие цифры. За все двадцать лет существования стандартов Евро-1 — Евро-5 нормы по выбросам окислов азота снизились всего в 2,5 раза. Иными словами, обычные зелёные насаждения могут очистить воздух в больших городах настолько же, насколько это получилось за два десятилетия экологического давления на автопроизводителей. При этом внедрение сплошных покрытий стен муниципальных домов и общественных зданий плющом заняло бы гораздо меньше времени.
Эффект деревьев, напротив, оказался на порядок менее значимым, чем работа травы и плюща. Весомую роль в борьбе с загрязнениями деревья играют лишь на высоте верхушек своих крон и часто за счёт отсечения приземных слоёв воздуха от находящихся выше, что снижает концентрацию опасных веществ на высоте, но наращивает её внизу, у самой земли, передает Би-би-си.