К таким выводам пришли психологи из Университета Небраски (США). Обратив внимание на то, что реклама часто эксплуатирует самые сексуальные части женского тела — грудь, талию и тому подобное, специалисты решили выяснить, как это влияет на баланс целостного и частного восприятия.
Когда человек смотрит «целостно», ему важнее пропорции лица в целом, а форма носа как отдельного объекта его не слишком интересует. С другой стороны, внимание к частностям позволяет узнать предмет по его детали — например, найти правильный дом на улице по цвету двери. В зависимости от объекта получает преимущество то один способ восприятия, то второй.
В эксперименте психологов приняли участие более двухсот студентов и студенток, которым показывали снимки нескольких десятков молодых мужчин и женщин. Сначала демонстрировалась фотография человека целиком, а потом, спустя небольшое время, часть тела (например, талия или грудь) с предыдущей фотографии. При этом часть тела была в двух вариантах — неизменном и слегка модифицированном. Испытуемый должен был сказать, в каком виде эта талия была на первой, целой фотографии.
В другом варианте во второй раз показывали человека целиком, но опять-таки со слегка изменёнными частями тела. В этом случае нужно было сказать, какое фото соответствует тому, что демонстрировалось раньше.
Как пишут исследователи в European Journal of Social Psychology, участники и участницы эксперимента определяли сходство по целому портрету, если речь шла о мужчинах, и по части тела — если о женщинах. То есть мужчина воспринимался в совокупности признаков, а женщина — по каким-то отдельным, особо выдающимся частям.
Специалисты подчеркивают, что такой перекос в восприятии не есть нечто незыблемое, обвиняя во всем въевшиеся в мозг поп-культурные стереотипы.
Для подтверждения своих слов исследователи повторили эксперимент, попытавшись перед этим перепрограммировать восприятие участников. Им предлагалось посмотреть на большие буквы, сложенные из нескольких маленьких (например, большие «Н» были наполнены множеством маленьких «т»). Одних просили сосредоточить внимание на больших буквах, то есть включить целостное видение, а других — посмотреть на маленькие, то есть задействовать детализацию восприятия. После такой «обработки» изменялось и восприятие другого человека: если проводилась настройка на целостное видение, женское тело становилось в глазах испытуемого единым целым, пишет LiveScience.