Ученые говорили о проводившихся на БАК в 2010 и 2011 годах экспериментах по столкновению ядер свинца. Эти столкновения позволяют на очень короткое время создавать кварк-глюонную плазму — вещество в особом состоянии, которое характеризуется тем, что кварки и глюоны, «пленённые» адронами в обычном ядерном веществе, освобождаются и получают возможность распространяться как квазисвободные частицы по всему объёму плазменной материи.
Переход в состояние кварк-глюонной плазмы совершается при очень высокой температуре, примерно равной двум триллионам (2х1012) градусов. Такие условия сейчас можно создать либо на БАК, либо на американском Релятивистском коллайдере тяжёлых ионов (RHIC), установленном в Брукхэвенской национальной лаборатории. Эксперименты на RHIC, в которых место ядер свинца занимают ионы золота, стартовали раньше, но энергии, доступные Большому адронному коллайдеру, на нем никогда достигнуты не будут.
Поскольку американские учёные имели фору в несколько лет, именно они представили первые убедительные свидетельства образования кварк-глюонной плазмы. Ими же было найдено занесённое в Книгу рекордов Гиннеса значение ~4x1012 градусов — высочайшая температура, созданная человеком.
Как показывает диаграмма, область температур, которую можно исследовать на Релятивистском коллайдере, по размерам уступает аналогичной области для БАК. Неудивительно, что рекорд RHIC долго не продержался, и сотрудникам ALICE удалось зафиксировать более высокие температуры плазмы. Точные величины пока не называются, но они должны превосходить пять триллионов градусов, передает NewScientist.