В эксперименте обезьяны должны были разделить фрукты между собой и другим участником. Делёжка происходила независимо от намерений обезьяны, но она сама могла доводить или не доводить игру до конца.
В разных вариантах эксперимента фрукты делились поровну, или нечестно, то есть с перевесом в чью-либо пользу. В конце обезьяна должна была потянуть за рычаг, чтобы порции стали доступны ей и партнёру.
В статье, опубликованной в журнале Biology Letters, авторы пишут, что ни обыкновенные шимпанзе, ни бонобо не утруждали себя сомнениями относительно честности сделанного выбора. Когда обезьяны могли сами участвовать в дележе, их не смущало, что при этом их напарник получает меньшую порцию. Когда делёж происходил без них, они тоже не обращали внимания на то, что другому достанется меньше.
Ранее похожие результаты уже были получены в экспериментах с обыкновенными шимпанзе, но на этот раз зоологи привлекли ещё и бонобо. Эта разновидность шимпанзе считается более склонной к «человеческим взаимоотношениям», однако, как показывают опыты, честность — это одна из тех вещей, которая отличает человека от обезьяны.
Исследователи не думают, что шимпанзе злонамеренно идут против понятия честности, которое есть у них глубоко внутри. Судя по всему, для появления моральных категорий такого уровня требуются более развитые мозг и социальные отношения.