Ученые исследовали картины и статуи при помощи устройства под названием Mini-Dome, созданного в Боннском университете (ФРГ). Прибор обладает 198 источниками света и одиннадцатью камерами. Медленно вращающийся объект рассматривается под разными углами и воссоздаётся на экране компьютера из 25 тысяч изображений.
На протяжении веков считалось, что портрет молодого фламандского художника ван Дейка (1599−1641) написал его учитель Рубенс (1577−1640). Однако исследование при помощи Mini-Dome показало, что шедевр в действительности представляет собой автопортрет.
Портрет юного Антониса ван Дейка находится в доме-музее Рубенса в Антверпене, где раньше располагалась его студия. Изучив мазки, исследователи обнаружили, что портрет состоит из нескольких слоёв, будучи несколько раз переделанным в процессе создания. Именно эта техника характеризует манеру ван Дейка, который всё время переосмысливал композицию, тогда как Рубенс писал по заранее обдуманному плану.
Затем учёные просветили статую Микеланджело «Пьета ди Палестрина» — шедевра, созданного примерно в 1555 году и хранящегося в Академии изящных искусств во Флоренции — и по следам зубила пришли к выводу, что часть деталей была вырезана кем-то другим.
Исследователи из пизанского Института информатики и технологий (Италия) обратили внимание на мелкие детали двух фигур, держащих мёртвого Христа. Специалисты отмечают, что мастер уровня Микеланджело творил более тщательно и точно, поэтому, скорее всего, в работе принимали участие один или несколько его учеников.
Описанная технология применяется не только для установления авторства. В частности, с её помощью исследователи изучают трещины «Давида» Микеланджело. Микроскопические дефекты мрамора медленно разрушают статую, поэтому для сохранения шедевра необходимо тщательное наблюдение.
Археологи, раскопавшие древние статуи в Сагалассосе (Турция), используют технологию для сканирования камней, хранящихся в музеях разных стран, в надежде обнаружить подходящие друг другу фрагменты, а в Лувре тем же способом изучали мавританские вазы XIV века высотой два метра. Выяснилось, что они сделаны из единой формы.
Сотрудники лондонского Музея Виктории и Альберта с помощью технологии собирают из 240 кусочков большой настольный фонтан из фарфора. Пытаться приладить их друг к другу вручную нельзя из-за хрупкости материала, пишет Daily Telegraph.