У животных жизненный срок обычно определяется способностью к продолжению рода: когда особь выходит из репродуктивного возраста, она погибает. У человека наблюдается совсем другая картина. Женщина после менопаузы может прожить ещё не один десяток лет, заботясь о детях, внуках и правнуках. Некоторые исследователи уверены, что менопауза у человека развилась под давлением эволюции именно для того, чтобы женщина могла продолжать заботиться о потомстве.
Менопауза есть не только у человека: такие же физиологические перестройки, по-видимому, происходят и с самками двух групп китообразных — косаток и гринд. Например, косатки могут жить до 90 лет, хотя их репродуктивный возраст заканчивается на 30–40-м году жизни. Известно также, что эти китообразные объединяются в сложные социальные группы, в которых самка годами живёт бок о бок со своими детьми.
Исследователи из Университета Эксетера (Великобритания) с 1970-х наблюдали за тихоокеанскими косатками, ведя статистику их рождений и смертей. К 2010 году эта летопись охватывала почти шесть сотен особей. Оказалось, что ранняя смерть матери влияет на выживание её потомства, даже если это потомство уже давно самостоятельно. Правда, касается это только самцов.
В журнале Science зоологи пишут, что смертность среди молодых самцов-сирот увеличивалась вдвое, а среди тех, кому было 30 лет и больше, — в восемь раз по сравнению с «семьями», в которых была самка-мать. При этом молодые самки переносили смерть родительницы без каких-либо серьёзных последствий. Лишь у взрослых самок смертность возрастала в 2,7 раза, что несравнимо с показателями самцов.
Это объясняет высокую продолжительность жизни самок косаток, но ученым не хватает знаний для того, чтобы понять, почему взрослые мужские особи так сильно зависят от своих матерей.