Существует множество методов анализа состояния мостов и дамб. Активные способы, включающие рентгеновские и ультразвуковые, отличаются либо слишком малой проникающей способностью, позволяя видеть лишь дефекты в наружных слоях — либо, наоборот, легко проникают сквозь бетон и могут оповестить только о проблемах стальной арматуры.
Пассивные методы в теории весьма просты и эффективны. Если сплошная железобетонная структура где-то дала трещины, распространение звуковых волн через них меняется. Сравнивая распространение волн через дефектный участок с их распространением через нормальный, можно выявить проблему на ранней стадии. Для этого берутся молотки и цепи, и использующий их персонал медленно переходит с места на место, простукивая поверхности. Другая часть команды «прослушивает» мост при помощи приборов. На это время мост приходится закрывать, а полная проверка столь масштабных сооружений длится очень долго.
По словам американских исследователей, звук, вызываемый падением обычной дождевой капли, может служить достаточным индикатором наличия пустот и трещин в железобетонной конструкции. Авторы работы уже экспериментально доказали свою правоту и сейчас нацелены на разработку полевой системы анализа состояния мостового настила. «Мы хотели бы дать эксплуатационникам возможность проехать по мосту на скорости 40–48 километров в час, брызгая на него водой, чтобы в итоге вскрыть все его структурные дефекты, — поясняет Маццео. — Кажется, у этой технологии есть перспективы. Надо лишь до конца проработать её физику».
Помимо анализа состояния мостового настила, рассуждают исследователи, технология пригодится для неразрушающего контроля деталей и конструкций из композитных материалов, применяемых в авиационной и космической индустрии, передает Phys.Org.