Для изготовления реплики ученые составили трехмерную модель одной из реальных статуй с острова Пасхи (моаи). Затем на ее основе была изготовлена бетонная копия весом около четырех с половиной тонн.
Реплику установили в вертикальном положении на одной из дорог острова и перемещали, раскачивая из стороны в сторону на двух канатах. Третий страховочный канат был укреплен сзади и использовался для того, чтобы предотвратить падение статуи вперед. Таким методом бетонную моаи удалось передвинуть на расстояние в 100 метров менее чем за час.
Ученые уверены, что именно такой способ передвижения использовали местные жители, изготовившие почти тысячу статуй, установленных по всему острову. По словам антропологов, об этом свидетельствует форма моаи, благодаря которой ее центр массы расположен внизу и сдвинут немного вперед, что существенно упрощает «шагание». На это указывает и тот факт, что большинство брошенных на пути из каменоломни статуй лежат «лицом вниз» там, где дорога идет вниз и «лицом вверх» в тех местах, где дорога идет вверх.
Тем не менее, многие исследователи склоняются к альтернативной гипотезе транспортировки и считают результаты реконструкции неубедительными. Они утверждают, что статуи из каменоломни перетаскивали волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. Поскольку это требовало много древесины, то впоследствии, как утверждают некоторые ученые, это привело к полному уничтожению местного леса и закату островной цивилизации. Такая версия изложена, в частности, в книге Джеральда Даррела «Коллапс».
Часть ученых указывает на то, что загадка транспортировки никогда не будет разгадана? поскольку настоящих дорог, по которым перемещались моаи, не сохранилось, пишет Lenta.Ru.