За интеллектуальное развитие у человека отвечает, по разным оценкам, от 2 000 до 5 000 генов. Как и любые другие гены, они подвержены мутациям. Неблагоприятные мутации вымываются естественным отбором. Например, если у индивидуума появилась мутация, ослабляющая иммунитет, он умрёт от инфекции, и шанс, что после него останется потомство, весьма невелик. Такой же механизм работает и для умственных способностей.
Раньше человеку было жизненно необходимо проявлять остроту ума. Он уступал по «физической подготовке» диким животным, поэтому его единственным оружием был разум. Чтобы организовать себе укрытие или добыть пищу, нужно было постоянно упражняться в смекалке.
Затем, однако, настали времена сельскохозяйственных культур, одомашнивания скота и технологического прогресса. В результате отбор, который отсеивал неприспособленных, перестал действовать. С генетической точки зрения это означает, что в «генах ума» начали накапливаться вредные мутации. По подсчётам Джеральда Крэбтри, получается, что каждый современный человек в среднем на две мутации глупее своих далёких предков.
Известный эффект Флинна — неуклонное повышение IQ у современных людей в течение последних десятилетий — авторы работы объясняют успехами медицины и общим повышением уровня жизни. То есть люди стали лучше питаться и лечиться, и это до некоторой степени уравновешивает негативные последствия оглупляющих мутаций.
У этой гипотезы есть и слабые места. Во-первых, если у человека исчез естественный отбор, действовавший на древних охотников, то мог включиться и другой — уже по другим критериям. Оценить это достаточно сложно, поскольку разброс числа генов, отвечающих за умственное развитие, говорит о том, что устанавливать однозначную зависимость между генетикой и нейробиологией пока рано. Пока у ученых не появится точного представления о том, как работает мозг и строится личность, подобные гипотезы не получат однозначных доказательств, отмечает LiveScience.