Ранее было показано, что окситоцин укрепляет социально-психологические связи, улучшает эмоциональное взаимопонимание между влюблёнными, а также между родителями и детьми. При этом он также уменьшает доверие к посторонним людям.
Давно известно, что окситоцин поддерживает моногамию у диких животных. Для того, чтобы выяснить, влияет ли он подобным же образом на человека, ученые пригласили для эксперимента 86 гетеросексуальных мужчин, которым с помощью назального спрея давали дозу окситоцина или плацебо. После этого испытуемые оказывались наедине с красивой девушкой, и от них требовалось определить, с какого расстояния им с ней комфортней общаться.
Оказалось, что окситоцин увеличивает индивидуальную территорию у мужчин, но только в том случае, если они уже находятся в романтических отношениях. Свободные мужчины легко общались с девушкой, когда между ними было от 50 до 60 сантиметров. Мужчины с отношениями после обработки окситоцином не подпускали к себе других красавиц ближе чем на 70–75 сантиметров.
В другой серии опытов мужчины должны были отодвигать или придвигать к себе разные фото, на которых были изображены красивые женщины и красивые пейзажи, либо нечто отвратительное (оторванные части тела и т. п.). Как и ожидалось, испытуемым хотелось поближе рассмотреть красивых женщин, но под действием окситоцина они реагировали на дам слабее, с заметной задержкой.
Таким образом, заключают исследователи, окситоцин укрепляет моногамность, заставляя мужчину сторониться посторонних красавиц. Кроме того, подтвердилась характерная черта окситоцина — зависимость его проявления от социального контекста (в данном случае – от личного статуса мужчины), передает Medical Xpress.