Антиобледенительные системы создают большие неудобства для конструкторов. Работающие в воздухе электрические системы, известные с 1943 года, тратят много энергии, вызывают перерасход топлива, утяжеляют самолёт и имеют тенденцию к сбоям, часто приводящим к пожарам. Сравнительно поздняя разработка NASA, использующая продукты сгорания моторов для подогрева плоскостей, не требует столь опасных устройств, но нормальное обтекание крыла при его наружном обдуве нарушается.
Кроме того, очистка самого летательного аппарата и его плоскостей на земле увеличивает время пребывания машин в аэропорту в зимнее время.
Идеальным выходом могут стать супергидрофобные поверхности, не позволяющие воде удержаться на поверхности крыла или винта вертолёта. Однако, до сих пор большинство полимерных гидрофобных покрытий не было способно выдерживать даже кратковременный нагрев.
В результате японцы обратились к политетрафторэтилену, известному обывателю по тефлоновому покрытию сковородок. Поверхность этого пластика образует микроскопические неровности, позволяющие каплям прикрепляться лишь к вершинам таких неровностей. Это резко уменьшает площадь контакта и силы, которые нужно приложить к капле, чтобы она скатилась.
Обычно поверхность оснащают неровностями такого размера, чтобы минимизировать оцепление с каплями различных масел. Именно этот тип соединений традиционно волнует изготовителей сковородок. В отношении капель воды подобная оптимизация была проведена впервые. Учёные проанализировали поведение капель на поверхности с искусственными неровностями от 5 до 30 мкм при температурах от –14 до 0 градусов по Цельсию.
О результатах своей работы исследователи доложат на заседании Американского физического общества, проходящем в Сан-Диего (США), пишет Phys.Org.