Птицы летают на большие расстояния в стаях не без причины. Сопротивление воздуха за первым летящим объектом резко падает: набегающий на него воздушный поток обтекает его со всех сторон, создавая за ним зону пониженного давления. Именно так велосипедист, едущий близко к автомобилю, может развить скорость до 268,83 км/ч, невозможную без помощи механического «лидера». Кроме того, летящий объект с высоким сопротивлением увлекает за собой прилегающие слои воздуха, энергия движения которого рассевается в атмосфере. Если рядом летит другая птица, часть этой энергии уйдёт на то, чтобы увлечь её за собой и снизить её энергетические затраты на полёт. Считается, что в V-образном строю из 25 единиц суммарное сопротивление особей снижено на 65%, а дальность перелёта повышается как минимум на 7%.
«Линии высокой загруженности позволят самолёту получать преимущества от движения в строю», — гласит концепция компании Airbus, получившая название Smarter Skies. При этом экономия топлива ожидается в районе 10–12% при сокращении выбросов до 25%.
Реализовать эту цель будет непросто: полёт гражданских самолётов в тесном строю может радикально повысить их аварийность. В этом случае ошибка пилотирования способна вызвать цепную реакцию столкновений с фатальными последствиями. Возможно, позитивную роль сыграет автоматизация, позволяющая самолету выдерживать место в строю и соблюдать дистанцию до впереди идущего. Пока же, в отличие от беспилотных автомобилей, которые в ходе испытаний не попали ни в одну аварию, БПЛА падают и бьются чаще обычных самолётов.
Помимо топливных затрат, проблемой сегодняшней гражданской авиации является загруженность аэропортов и необходимость в огромных территориях, отчуждаемых под них. Чтобы решить этот вопрос, Airbus предлагает не менее смелую концепцию Еco-climb. «Экологически дружелюбный набор высоты» будет достигаться за счёт специального разгонного шасси, остающегося на земле и берущего на себя часть энергозатрат по доведению самолёта до взлётной скорости. Недавно похожую концепцию разгонного шасси выдвинула и компания Boeing для своего колоссального экспериментального беспилотника. Однако здесь главной целью является не столько снижение массы ЛА за счёт оставления шасси, сколько экономия топлива и укороченный разбег.
Посадку тоже планируется укоротить, но уже за счёт изменения угла предпосадочной прямой, сегодня обычно составляющей 3 градуса. При планировании аэропортов в местах, позволяющих более пологий заход на посадку, самолёты смогут гасить куда бóльшую часть своей скорости, чем это происходит сейчас, ещё до того, как шасси коснётся земли. Поэтому торможение при помощи тяги двигателей или интенсивное использование тормозов уйдут в прошлое, а длину взлётно-посадочный полосы можно будет резко сократить.
В Аirbus рассчитывают, что предложенные концепции удастся реализовать до 2050 года.